Киноафиша →

Новости → Бизнес и власть: время перезагрузки отношений

Бизнес и власть

Отношения между предпринимательским сообществом и муниципальной властью сегодня находятся в ситуации переформата. Об этом недавно в одном из своих интервью заявил глава города Андрей Кислицын. По его словам, толчком к такому переформатированию стала ситуация со сносом старых киосков — поначалу эта история вылилась чуть ли не в конфликт, однако именно благодаря поиску взаимных компромиссов удалось не только найти приемлемое для всех сторон решение, но и вывести диалог между бизнесом и властью на совершенно иной уровень. Об этом и не только мне удалось не так давно поговорить Марианом Зайонцем и Дмитрием Агаповым — а они сейчас признаются лидерами предпринимательского сообщества в Заречном.

— Возникает такое ощущение, что сейчас совет предпринимателей выходит из спячки, активизирует свою деятельность… Это, действительно, так?

Дмитрий. Если наших дел не было видно, то это не значит, что нас не было. На самом деле наш Совет предпринимателей действовал и прежде, просто это была постоянная текущая работа. Например, мы решали возникающие перед малым бизнесом проблемы по снабжению коммунальными услугами: электричество, теплоснабжение, вода и так далее. Мы постоянно собираемся, общаемся, делимся опытом, советуемся — это тоже работа нашего предпринимательского сообщества, которую нельзя сбрасывать со счетов. Просто сейчас произошло, если можно так выразиться, накопление критической массы. Я имею в виду ситуацию с киосками — администрация предприняла достаточно глобальные действия, которые вызвали естественную ответную реакцию.

Мариан Зайонц

Мариан Зайонц

Мариан. С нашим Советом предпринимателей постоянно работает юрист. Например, мы помогали решать нашим аптекам возникшие у них проблемы с оборудованием входных групп — дело в том, что прокуратура предписала им обязательно сделать пандусы, которые чисто физически просто невозможно было во всех аптеках сделать… Много остаётся вопросов по 159-му закону (льготная приватизация муниципальной или государственной собственности. — С.Г.) — тут тоже пришлось кучу бумаг делать. Так что мы и до возникшей неожиданно ситуации с киосками работали, на мой взгляд, очень активно. Во всяком случае, не отказывали никому, кто к нам обращался. Даже если обратившийся не состоит в Совете предпринимателей.

— А сколько на сегодня в вашем сообществе предпринимателей?

Мариан. На сегодня в Совете около 30 человек. Это, так сказать, наиболее активные предприниматели, которые постоянно приходят на собрания. На общую конференцию последний раз пришло человек 70, а четыре года назад на первую конференцию собралось около 300. Но в целом же предпринимателей в Заречном более 1000. И роль малого бизнеса в Заречном трудно переоценить, потому что около 7 тыс. жителей нашего города работают в этой сфере, а половина городского бюджета формируется из налогов малого бизнеса. Причем этот показатель за последние два года вырос в три раза, что говорит о мощной динамике развития предпринимательства.

Дмитрий. Я бы ещё добавил, что наш Совет предпринимателей — это не закрытый клуб. Сюда может прийти каждый, кто хочет принять участие в работе совета. Но надо понимать, что не все такие «буйные», как мы — многие просто не хотят куда-то лезть, отсиживаются, мягко говоря, по своим норам. Пока не прижмёт… Ну а уж работать по чужим проблемам — таких, вообще, единицы…

— Ну а вам это зачем надо? Лишнюю головную боль себе ищите?

Дмитрий Агапов

Дмитрий Агапов

Дмитрий. Лично мне хочется, чтобы в Заречном были понятные и одинаковые для всех правила взаимоотношений между властью и предпринимателями. Конечно, можно ходить и решать свои вопросы кулуарно, но если так будут поступать все предприниматели, то получится, что каждый будет тянуть одеяло на себя — а в такой ситуации просто невозможно развивать свой бизнес честно. А если в городе существуют единые правила для всех, если нет любимчиков — то в таком случае уменьшаются риски развития бизнеса. Ты не зависишь от того, кто сегодня у власти и поэтому ты, расширяя бизнес, меньше рискуешь. И это, я считаю, и есть наиболее комфортная среда для развития предпринимательства. В том числе и для меня лично.

— Ну а какие, так сказать, ваши базовые принципы выстраивания новых взаимоотношений между бизнесом и властью?

Мариан. Я бы назвал их так: поиск «золотой середины». Конфликты между бизнесом и властью неизбежны, и выхода из них может быть только два: либо идти в жёсткое противостояние, либо искать компромиссы. И в этой ситуации вмешательство нашего Совета — это, как мне кажется, наиболее эффективный вариант, потому что мы, в отличие от втянутых в конфликт предпринимателей, можем рассмотреть проблему без эмоций, попытавшись понять и ту, и другую сторону. История со сносом киосков показала, что администрация города тоже готова идти на диалог, если мы вместо эмоций предлагаем некие конструктивные предложения. Когда диалог строится на взаимных уступках — это лучший способ найти решение проблемы. Конечно, на 100 % оно не будет устраивать ни одну из сторон, но зато и тупика не будет, который обычно выливается в противостояние.

Дмитрий. В частности, если говорить про киоски, то здесь поиск «золотой середины» был таким… Администрация заявила, что готова дать место под размещение торговых точек не на окраине города, а в нормальном районе: возле «Уралочки» и возле «Кировского» на Алещенкова. Но в нагрузку предпринимателям предложили облагородить лоточки мини-рынка, где бабушки торгуют. Предприниматели сначала восприняли в штыки, но мы их убедили, что можно найти здесь плюсы в том числе и для бизнеса. В результате вы убиваете несколько зайцев: получаете нормальную территорию для размещения киоска, не ссоритесь с властями… А бабушки могут косвенно тоже служить плюсом — люди идут к ним что-то купить, а заодно и к вам зайдут в киоск. И кроме того, вы поднимаете свой социальный статус в лице жителей города.

В другом случае предложили предпринимателю сделать рядом общественный туалет. А администрации предложили за счёт муниципалитета провести туда коммуникации. И все довольны — решается сразу несколько проблем: и размещение киоска, и появление общественного туалета. Кроме того, предприниматель получает дополнительный источник заработка. И я считаю, что практически во всех подобных проблемах можно найти такое решение, которое в конечном итоге обернётся плюсом для всех, в том числе и для предпринимателя, хотя вроде бы на первый взгляд он несёт дополнительные затраты.

— Но получается, что это разовое решение проблемы…

Мариан. На самом деле мы предлагаем принципиально изменить порядок заключения договоров аренды на землю под размещение торговых точек. Какая была до последнего времени здесь схема?.. А такая: 11 месяцев аренда, а потом непонятно что. То есть человек вложил 1,5 млн. в обустройство своего места, за год он эти деньги окупить просто не сможет. И какой смысл ему вкладывать деньги, если через год у него это место могут отобрать? Мы же добились, чтобы договор был так составлен, что когда человек выполнил все заложенные в нём условия, он без опаски проходит пролонгацию такого договора. То есть предприниматель уже уверен: когда я всё сделаю, я получаю гарантии.

Дмитрий. Мы также предложили администрации сразу в договор аренды включать рычаги контроля за соблюдением условий договора. Не выполняешь договор — виноват. Но правила должны быть понятны и одинаковы для всех.

Мариан. Хочется, чтобы никто в такой ситуации не хитрил — ни администрация, ни предприниматели. Проект, ассортимент, благоустройство, соцнагрузка — всё прописывается в договоре. Если согласился — выполняй. Если выполнил, то администрация должна дать гарантии дальнейшей работы, а не докапываться, не выкручивать руки. Если не выполнил чего-то, то надо разобраться, почему не выполнил. Если хитрил, то будь добр тогда не строить из себя жертву…

Докатились: