Киноафиша →

Новости → А зачем нам нужна общественная палата?..

Общественная палата

Так вот она зачем нужна, Палата Общественная!

Будет или нет в городе общественная палата? Дискуссия об этом последнее время всё чаще пробивается на страницы местных газет, на экраны местных телевизоров. Дело дошло даже до того, что в городской думе идея обрела уже статус почти официального документа. Однако же, несмотря на все шаманские пляски с бубнами вокруг этой задумки, тема необходимости создания такого органа местного самоуправления всё ещё остаётся в страшном и непроходимом тумане. По большому счёт до сих пор непонятно: на кой хрен она, эта самая палата, нужна, чтобы вокруг неё так много дискутировать, петь и плясать? Ведь жили без неё столько лет — и ничего. По крайней мере, не померли… Или всё-таки стоит поразмышлять на эту тему более вдумчиво?..

Мониторинг территории

…То есть сбор и анализ текущей информации в различных областях жизни города. Именно такой мониторинг, где информация не просто складывается в «кубышку», а систематизируется и анализируется, давая в конечном итоге пищу для размышлений, для определения тенденций и построения перспективных линий развития территории. За примерами далеко ходить не надо, взять хотя бы те же аптеки — если в новой части города аптека стоит на аптеке и аптекой же погоняет; то в старом посёлке, где как раз живут большей частью люди пожилые и нуждающиеся в лекарствах, таких заведений нет. Это, конечно, больше просчёт частного бизнеса, но ведь и городские власти в своё время разместили муниципальную аптеку тоже в новой части города, более того — на окраине, где она просто была обречена на медленную агонию. Что, в конечном счёте и случилось. Почему так вышло? А просто никто не взял на себя труд задуматься. И примеров подобных можно привести достаточно много, в том числе и по более стратегически важным моментам развития Заречного.

Другая цель мониторинга — дать в целом представление о плюсах и минусах нашей территории с точки зрения её развития на будущее, привлекательности для потенциальных инвесторов, готовых разместить у нас свои капиталы, вложиться в производство и сферу обслуживания. Критерии: близость к большим городам, наличие баз под размещение крупных производств, энергоснабжение, трудовые резервы, уровень образованности населения, наличие учебных заведений среднего и высшего звена, эффективность логистики, наличие подготовленных специалистов, демографические перспективы и т. д.

Формирование концепции развития города

Это также может быть одним из следствий проводимого мониторинга территории. На основании информационно-аналитической работы общественная палата может сформировать свое собственное видение стратегических приоритетов жизни города и основных направлений развития территории. В том числе и обозначить те ключевые моменты, где приложение средств и сил будет наиболее эффективным для развития города в рамках единой стратегии.

Для примера, одним из направлений работы может стать создание действительно благоприятной обстановки для развития малого и среднего бизнеса. Имеется в виду устранение всевозможных административно-бюрократических и технических преград для развития предпринимательства, для разворачивания инвестиционных проектов: вопросы по земле, собственности, концессии, аренде, энергоснабжению и многое прочее тому подобное. В совокупности с таким фактором, как привлекательность территории, это может послужить большим стимулом для привлечения и разворачивания малого и среднего бизнеса, как в сфере промышленности, так и в сферах услуг.

Банк идей

Именно общественная палата может стать центром сборки и обработки всевозможных идей, новаций и разработок, предполагающих как решение стоящих перед городом острых проблем, так и в целом улучшение жизни в различных сферах города. Конечно, далеко не факт, что сразу же от жителей такие идеи посыплются, как из рога изобилия, но в любом случае нельзя терять возможность всенародного «творчества» на благо развития родного города. К тому же лично я уверен, что если система здесь и со стороны общественной палаты, и со стороны официальной власти будет поставлено с умом и сообразительностью, то постепенно всё больше и больше наших горожан, от мала до велика, включатся в эту заманчивую игру: «предложи хоть что-то, чтобы сделать жизнь лучше».

В идеале, конечно же, хотелось бы видеть эффективный механизм по сбору и анализу поступающих от жителей идей. При этом самые реальные из них (которые выполнимы и по финансовым, и по организационным и по техническим параметрам) оперативно воплощаются в жизнь, а автор идеи получает от муниципалитета поощрительную премию в каком-либо эквиваленте. Вот тогда это будет, действительно, нечто результативное и полезное для города.

Задача общественной палаты в данном случае — не просто собирать идеи, а «прогонять их через себя», через обдумывание, обсуждение, через мозговые штурмы с привлечением специалистов. В том числе с помощью специалистов может проводиться экспертиза «на всхожесть»: технические моменты, юридические, финансовые и т. д.

Изучение опыта других территорий

Опыт показывает, что зачастую мы, столкнувшись с какой-либо проблемой, начинаем «изобретать велосипед». Между тем, в ряде случаев (если не в большинстве) достаточно изучить опыт других муниципальных образований, которые при решении тех или иных задач уже прошли определенный путь. Понятно, что простое копирование чужого опыта не всегда может быть эффективно и полезно, однако именно общественная палата здесь может выступить своего рода фильтром, который отсеивает лишнее, собирая лишь то, что сработает на нашей территории наиболее эффективно и полезно.

Кроме того, само по себе изучение различных новаций других муниципальных образований может послужить хорошим источником пополнения банка идей для Заречного. Под другими муниципальными образованиями я прежде всего понимаю подобные нашему городу поселения при атомных станциях, при других градообразующих предприятиях — их проблемы зачастую идентичны нашим, но при этом каждый решает их по-своему. Во вторую очередь нужно рассматривать опыт малых поселений области и в целом Российской Федерации, а уж затем — опыт больших городов.

Продвижение популярности Заречного

И не надо здесь страдать излишней скромностью! У нас есть, чем страдать и без этого. Равно как и есть, чем гордиться. Вот и давайте не просто так гордиться, тихо сидя у себя на кухне, давайте эту гордость выносить наружу и использовать её для того, чтобы привлечь в город новые деньги, новых инвесторов. Давайте наконец-то вплотную займёмся рекламой и пиаром с целью засветить территорию на самых различных уровнях. Кому-то может показаться, что подобный вектор деятельности вроде как и не стоит рассматривать серьезно, тем не менее нельзя сбрасывать со счетов, что именно узнаваемость территории и создаваемый вокруг города имидж зачастую привлекают возможных инвесторов. Одно дело, когда Заречный воспринимается как тьмутараканный мухосранск где-то в дебрях лесов между Екатеринбургом и Тюменью, и совсем другое дело, когда нас узнают и связывают с какими-то светлыми мыслями, чувствами, воспоминаниями.

Впрочем, речь идёт не только об инвесторах — даже привлечение обычных туристов из области и не только — это тоже может стать весьма неплохим дополнительным источником пополнения местного бюджета. А здесь может быть всё что угодно — необычная музейная экспозиция атомной энергетики, необычные памятники, необычные рисунки на улицах и стенах домов, обустроенная зона отдыха с видом на Белоярскую атомную и так далее. У нас ведь всё для этого есть: уникальный объект в лице Белоярской АЭС, талантливые художники (вспомните нашумевший «Памятник Клаве» — туда толпами валили туристы, а ведь придуман и построен он жителем Заречного), талантливые ребята, работающие в стиле стрит-арта, талантливые организаторы и предприниматели, перспективная молодёжь…

У нас есть всё для эффективного продвижения территории, но нет системного подхода для решения этой задачи: собрать информацию, создать ударную группу энтузиастов и специалистов, организовать связь между проектами и администрацией города, доказать необходимость финансирования, найти спонсоров, проконтролировать выполнение такого проекта и целенаправленно потом такие проекты раскручивать в масштабе области и страны… И пусть знают наших, и пусть едут сюда глядеть, и пусть оставляют свои деньги в наших магазинах, в наших кафе и, в конечном итоге, в нашем бюджете!..

Кадровый резерв

Ну и немаловажный вектор работы общественной палаты — это создание на её базе своего рода кадрового резерва из молодых и талантливых жителей города для последующего привлечения их на работу в органы местного самоуправления и на посты различных муниципальных учреждений и предприятий.

Мало кто догадывается, но на самом деле кадровая проблема в нашем муниципалитете является одной из самых острых, причём с каждым годом она становится всё более насущной. И не сказать, чтобы в Заречном не было талантливых молодых ребят, способных достаточно эффективно работать в органах местного самоуправления — просто отсутствует реальный механизм их привлечения к этой работе — проще говоря, нет полигона, где они отрабатывали бы навыки административной и общественной работы, учились бы стратегическому видению на развитие территории, изучали бы принципы функционирования системы местного самоуправления и работы отдельных органов муниципалитета.

С другой стороны, нет механизма своего рода «фильтрации» таких вот потенциальных профессионалов — ведь зачастую среди дюжины желающих энтузиастов найти реально перспективного специалиста — это тоже достаточно сложная работа. А если учесть, что принятого на официальную работу в муниципалитет человека весьма сложно потом уволить (в случае, если выяснится, то на самом деле он не столько умелец дело делать, сколько умелец красиво себя подать), то это получается весьма существенная кадровая проблема. Так что в данном случае общественная палата могла бы стать одновременно и полигоном для подготовки специалистов для работы в муниципальной системе управления, и тем самым фильтром, который отсеивал бы случайных бездельников от людей реального дела.

Чтобы «ОП» не стала «…ОПой»

Понятно, что эти тезисы могут быть эффективно реализованы только в идеальном случае: когда в общественную палату подберутся энергичные, инициативные и предприимчивые граждане, когда местные власти всячески будут поддерживать общественную палату и оперативно внедрять наиболее реальные её разработки в жизнь, когда народ поверит в действенность работы общественной палаты. Но это пока в идеале… Если же смотреть реально, то тут нужна планомерная и достаточно непростая работа. Но её, тем не менее, надо потихонечку вести — пусть не сразу, но всё равно определённый плюс для города от общественной палаты будет. Хотя бы для начала как органа общественной дискуссии. Не могу также не отметить, что на Западе опыт деятельности так называемых «мозговых корпораций» уже применяется достаточно давно, как на государственном уровне, так и на уровнях небольших территорий.

И совершенно отдельный вопрос о том, как строить работу общественной палаты, дабы она была эффективной. Думаю, что на этой теме надо будет в ближайшее время остановиться особо, поскольку велика вероятность того, что с самого начала её заформализуют по самые помидоры, и в итоге мы получим очередной выкидыш для галочки. И наша «ОПа» станет не местом свободной дискуссии и стратегических инициатив, а как раз наоборот — местом для вымывания и забалтывания здравых мыслей. Вероятность такого очень велика, и хотелось бы местные власти сразу от этого предостеречь. Ну а более подробно как об этом моменте, так и о других подводных и надводных рифах работы общественной палаты, мы поговорим в последующих публикациях

Докатились: