Киноафиша →

Публикации → Школьные СМИ: «Надо чаще встречаться!»

В 30-тысячном городе атомщиков Заречном школьная пресса имеет давние традиции. Патриархом в медиа-бизнесе является школа № 2, где уже десять лет педагогами и учащимися издаётся журнал «Большая перемена». Недавно он стал серебряным призёром Всероссийского конкурса школьной прессы, ежегодно проводимого журналом «Лицейское и гимназическое образование» (город Москва).

Школа № 1 также имеет давний медиа-опыт. В 90-е годы здесь издавалась газета «Форточка». После продолжительного перерыва издание возродилось вновь, уже под названием «Зелёное яблоко». В настоящее время газета делает попытки реорганизоваться в одноимённый журнал, то есть пойти по стопам «Большой перемены».

В школе № 3 издаётся газета «Зебра». В школе № 7 — газета «Островок». Намерения обзавестись своей газетой начали реализовывать школы № 4 и № 5 — здесь созданы Пресс-центры учащихся. Особенно актуально это для школы № 4 — старейшего учебного заведения Заречного, которое в феврале 2007 года отпразднует золотой — полувековой — юбилей.

Со школами активно соперничают учреждения дополнительного образования — Центр детского творчества (ЦДТ) с газетой «Приятель» и Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции (ЦППРиК) с газетой «Дети капитана Фрейда». Кстати, в отличие от своих собратьев из общеобразовательных школ, газеты ЦДТ и ЦППРиК прошли официальную регистрацию и получили государственные свидетельства о регистрации СМИ.

Тиражи изданий невелики — от 150 до 250 экземпляров. Объёмы — от 10 до 32 полос. Периодичность различна: одни школьные издания выходят раз в четверть, другие стараются придерживаться ежемесячного графика. Формат также различен: у кого-то — стандартный газетный А3, у кого-то — журнальный А4.

Проблемы школьных СМИ во многом схожи. Во-первых, это удалённость полиграфической базы: кто-то печатается в Белоярской типографии за 15 километров от города, а кто-то предпочитает ездить в Асбестовскую типографию за 60 километров. Выбор типографии определяется не прихотью заказчиков, а функциональными возможностями типографского оборудования и наработанными личными связями. Ездить в типографию редакторам школьных газет приходится чаще всего за свой счёт, на автобусах, а если в Асбест — так ещё и с пересадкой. Так же, на рейсовом автобусе, в сумках, они доставляют отпечатанный тираж.

Вторая проблема — доступ в интернет. Хотя в этом году произошли определённые позитивные сдвиги, но всё равно у некоторых изданий сохраняются сложности с выходом во «всемирную паутину». А ведь это не только кладезь информации, но и возможность «на других посмотреть, себя показать», что очень полезно для качественного роста издания.

Третья проблема в том, что школьные медиа-проекты во многом держатся на энтузиазме руководителей. Как правило, в ребячьих редакциях присутствуют 2—3 взрослых человека: преподаватель литературы и преподаватель информатики, которые, соответственно, отвечают за редактирование, корректуру и компьютерную вёрстку материалов. И сталинский принцип «Незаменимых у нас нет» здесь не срабатывает, система преемственности пока не отлажена. Например, в школе № 1 с увольнением педагога-редактора когда-то исчезла газета «Форточка». Поэтому сейчас среди педагогов витает идея введения в штатное расписание образовательного учреждения ставки редактора школьной газеты, чтобы полезное начинание вместо «голого энтузиазма» обрело устоявшийся системный подход. По непроверенным данным, такая идея постепенно находит отклик и в городском Управлении образования.

Развитию школьной прессы Заречного активно помогает Информационный центр Белоярской АЭС. Был организован курс лекций «Основы журналистского мастерства» для редакции «Зелёного яблока» (школа № 1), мастер-класс «Информирование общественности в атомной отрасли» для юнкоров школ города, оказывается консультационная помощь редакции «Детей капитана Фрейда» (ЦППРиК) и Пресс-центру школы № 4, где зарождается газета «Парус».

Уже второй год по инициативе «Большой перемены» в Заречном проводятся общегородские форумы школьных изданий. Нынче такой форум «Осенний бум — 2006» состоялся 9 ноября, в ознаменование 10-летнего юбилея журнала «Большая перемена». Его участниками стали команды редакций «Зелёное яблоко», «Большая перемена», «Зебра» и Пресс-центра школы № 4 «Алые паруса». А редакция газеты «Дети капитана Фрейда» выступила организатором тренинга-состязания юнкоров «Школьная редакция — команда единомышленников».

В состав жюри вошли представители Управления образования Городского округа Заречный, Центра детского творчества, редакции газеты «Приятель», Информационного центра Белоярской АЭС и редакции городской газеты «Пятница». Текущую ситуацию на городском школьном медиа-пространстве проанализировал в своём вступительном слове директор школы № 2 Борис Ставрати.

Далее участники и организаторы форума выступили с видео-презентациями своих изданий. Наибольшее оживление среди зрителей вызвали оригинальные презентации газет «Зебра» и «Дети капитана Фрейда».

Затем взрослые руководители покинули столы команд, а юные участники форума под руководством педагога-психолога ЦППРиК, редактора газеты «Дети капитана Фрейда» Ларисы Топорковой приступили к тренингу-состязанию юнкоров.

Первым этапом соревнующимся редакциям «Зелёного яблока», «Большой перемены», «Зебры» и Пресс-центра «Алые паруса» требовалось вставить пропущенные слова в афористические выражения из отечественных кинофильмов, пословицы и изречения. Как оказалось, далеко не все школьники хорошо знакомы с «крылатыми» выражениями: из 30 возможных баллов разброс между командами составил от 28 до 9.

Второй конкурс — «Акулы пера» — потребовал концентрации творческих сил. Каждой команде были выданы по 5 самых разнообразных, не связанных друг с другом предметов (например, кому-то достались игрушечный цыплёнок, коробка из-под конфет, женская перчатка, гель для душа, театральная программа). Основываясь на этих предметах, требовалось за ограниченное время написать репортаж «с места событий».

Сотрудники редакций блестяще справились с заданием: их лихо закрученные сюжеты явили собой настоящие шедевры детективного и мистического жанра. Представитель жюри из редакции «Пятницы», комментируя результаты конкурса, отметил, что некоторые из этих репортажей смогли бы стать «гвоздём номера»… если бы речь шла о реальных, а не игровых событиях.

Следующий конкурс — «Вавилонская башня» — оценивал деловую командную сплочённость юных журналистов. Из старых газет и листов ватмана требовалось построить «башню». По линейным параметрам победило «Зелёное яблоко» — их башня оказалась самой высокой. А по креативности замысла лидировала «Зебра»: если остальные команды применили простую классическую схему «труба в трубе», то «полосатые» соорудили многоэтажный архитектурный шедевр, ставя газеты ребром «на уголок».

Четвёртый конкурс — «На творческой волне» — оценивал интеллектуальные изыски юных корреспондентов. Требовалось перечислить максимум свойств и качеств, объединяющих пары слов: солнце и электричка, мужчина и кофе, любовь и интернет, зебра и матрац, ручка и ракета. Все команды блестяще справились с заданием.

Следующий конкурс — «Дружная команда» — проверял чувство сплочённости и взаимной поддержки журналистов школьных редакций. Каждой команде требовалось разместиться на расстеленной на полу газете, площадь которой раз от раза всё уменьшалась. На какие только ухищрения ни пускались юнкоры! На заключительном этапе можно было наблюдать воистину акробатические этюды, когда молодой человек одну девушку посадил на плечи, другую — держал на руках, а третья наклонно повисла у него за спиной, на цыпочках опираясь на краешек газеты…

Наконец, последний конкурс «Будем знакомы!» высветил индивидуальные качества каждого юнкора. За ограниченное время каждому из членов команд требовалось задать по 25 вопросов блиц-интервью своим соперникам, педагогам, членам жюри. Победили те, кто справились с заданием первыми. В этом конкурсе соперников одолела «Большая перемена», заняв все три призовых места.

По общей сумме баллов победителем состязания стала команда газеты «Зебра» (школа № 3). Серебро — у юбиляров «Большой перемены» (школа № 2). Бронзу завоевало «Зелёное яблоко» (школа № 1).

После перерыва на чай настал радостный момент вручения призов и подарков. Редакции школьных СМИ состязались в оригинальности, преподнося свои дары «Большой перемене». Информационный центр Белоярской АЭС вручил юбилярам журналистские блокноты и подборку популярных книг по атомной энергетике, призвав к участию в уже традиционных Открытых Курчатовских чтениях школьников, которые в очередной раз состоятся в феврале 2007 года. Причём, юных журналистов пригласили проявить активность в двух ипостасях: и как участников Чтений, и как корреспондентов.

Открытые Курчатовские чтения школьников, проводимые ежегодно Белоярской АЭС в содружестве с Управлением образования и школой № 1, собирают в одном зале множество ньюсмейкеров: и мэра города, и директора Белоярской АЭС, и начальника Управления образования, и ведущих специалистов других научных и промышленных организаций города, и представителя «Детской ядерной академии» (Москва), и многочисленных гостей (на этот раз ведутся переговоры о приезде делегаций школ из Екатеринбурга, Красноуфимска, Новоуральска, Снежинска и т.д.).

Для представителей школьных редакций — это прекрасная возможность взять мини-интервью, задать любые вопросы как VIP-персонам Заречного, так и представителям других городов. В феврале 2006 года эту возможность — на правах «хозяев школы № 1» — с успехом реализовали юные журналисты «Зелёного яблока». Очевидно, в будущем феврале к ним присоединятся и остальные редакции.

Форум редакций школьных СМИ «Осенний бум — 2006», за организацию которого следует поблагодарить администрацию школы № 2, а также редакции школьного журнала «Большая перемена» и газеты «Дети капитана Фрейда» из ЦППРиК, высветил новое направление: юнкорам различных школьных СМИ полезно встречаться и общаться друг с другом. Не исключено, что вскоре «балы школьной прессы» в Заречном станут проходить чаще, чем один раз в год: благо, инициативных людей в школьных СМИ немало.

Докатились: