Киноафиша →

Публикации → ТАСС-прогноз с Андреем Кислицыным

16 сентября на сайте «ИТАР-ТАСС Урал» вышла очередная программа «ТАСС-прогноз», гостем которой стал глава Заречного Андрей Кислицын. Мэр перед выборами выступил в качестве эксперта, а программа была озаглавлена так: «Как решают проблемы ЖКХ в городе Заречном». Оказывается их там как-то решают.

Часто говорят о реформе ЖКХ. Мы не знаем, что это такое. Лет 10 идут разговоры. Конкретно не все направления прописаны. Как вы считаете, в каком направлении сейчас развивается ситуация, чего становится больше: минусов, плюсов. Какие направления в реформе ЖКХ развиваются удачно, какие пробуксовывают.

Безусловно, реформа ЖКХ сегодня идет. Самое главное, что мы уже отошли от того периода, когда все находилось в застое. Создана большая нормативная база на федеральном уровне: жилищный кодекс, внесен проект закона в Думу о теплоэнергетике. Это позволит продвинуться дальше. Есть и плюсы, есть и минусы, но в целом вектор положительный. Правда, некоторые направления отстают. Если 2-3 года назад основным направлением был приход частного бизнеса в коммунальную сферу, и там начинали работать серьезные крупные операторы, способные инвестировать большой объем средств, то сегодня это направление по причинам, связанными с тарифными ограничениями, несколько приостановилось, и более динамично идет развитие в сфере управления жилфондом. В сфере жилищных услуг.

Большой вопрос: состояние жилфонда. Если трубы изношены, это сказывается и на аварийности, и на тарифах. Здесь динамика какая: удалось ли за последние годы остановить устаревание фондов? Насколько динамично идет модернизация?

Коренного прорыва, который позволил бы нам сказать, что остановлен износ основных фондов в коммунальной энергетике, не произошло. Большой задел был сделан в течение 2005-2006 годов, когда действительно приходили частные операторы, приходили со своими инвестиционными планами и начинали эти инвестиции выполнять. Сегодня, на примере нашего муниципального образования — мы вынуждены были принять муниципальную программу модернизации в сфере ЖКХ и за счет в том числе поддержки местного бюджета удерживать хотя бы обновление основных фондов на уровне 10%, чтобы не давать снижаться… Потому что степень износа в основном инженерных сетей у нас в районе 70-75%. (Вставка: В Свердловской области ветхими признаны 34% тепловых сетей. В 2007 году запланировано заменить лишь 9% объема ветхих труб. Также ветхими являются 38% водопроводных сетей, запланировано заменить 6%. Ветхими признаны 34% канализационных сетей, в 2007 г. будет заменено лишь 4% от объема).

Частный бизнес работает в ЖКХ? Идет этот процесс?

Частный бизнес пришел в города, в сферу управления жилфондом. Здесь есть интересные результаты, и здесь уже появляется связь и ответственность между теми, кто предоставляет услугу и потребителями услуг. Хотелось бы подчеркнуть еще раз, что в коммунальной энергетике частные операторы вынуждены сворачиваться, потому что с 1 января 2006 года было введено механическое ограничение роста тарифов — экономически обоснованные тарифы превышают эти коэффициенты и не дают возможности развиваться предприятиям и хотя бы вести нормальную производственную деятельность. Если мы сегодня возьмем уровень оплаты труда в коммунальной сфере по Свердловской области и в энергетике — средняя зарплата отличается почти в 2 раза. А нагрузка и степень ответственности здесь даже выше. Те операторы, которые остаются, они поддерживают свой бизнес за счет других видов деятельности. И инвестируют собственные средства в надежде на то, что рано или поздно мы выйдем в реальную рыночную сферу. Качественная услуга не может стоить дешево — она должна стоить столько, сколько она стоит реально. И весь вопрос в том, чтобы жители и потребители наши были способны оплатить эти услуги. Если не способны — то должен начинать действовать механизм предоставления субсидий.

Как строятся ваши отношения с субъектом федерации в сфере ЖКХ? Есть ли какие-то областные программы, в которых вы участвуете?

Мы активно ведем работы по газификации территории — практически за 2 года в 4 наших населенных пункта пришел газ, осталось еще 2. Продолжаем активно заявляться в том числе и на получение средств из федерального бюджета, предназначенных на капитальные ремонты. Это сегодня проблема № 1. И с точки зрения управляющих организаций, и с точки зрения местного самоуправления.

Традиционно жалуются на неэффективность работы МУП. Говорят, что там завышенные расходы на управление, на старые технологии, на необученный менеджемент. Вы как Глава МО можете согласиться с такой оценкой, и принимаются ли у вас меры по повышению эффективности работы МУП?

Не всегда МУПы неэффективны. И полностью отказываться от МУП в сфере ЖКХ ни в коем случае нельзя, особенно там, где село, там где пункты с немногочисленным населением. В то же время наличие МУП пусть в небольшом секторе ЖКХ (например, как у нас — в пределах 20% рынка предоставления коммунальных услуг) позволяет балансировать между интересами населения, муниципалитетом и частными компаниями. Когда у кого-то возникают аппетиты и появляется необоснованные требования повышения размера оплаты, мы всегда можем эту компанию заменить принудительным порядком и передать эту сферу в МУП.

Вы как мэр города сегодня вовлечены одновременно в две реформы: местного самоуправления и ЖКХ. Есть точки пересечения этих реформ и способствует ли реформа местного самоуправления более эффективному проведению реформы ЖКХ?

Они буквально переплетаются. Есть как совпадающие вещи, так и противоречивые. По 131-му федеральному закону на местное самоуправление возложена обязанность по обеспечению коммунальными услугами населения. Про предприятия, организации и прочих потребителей там ничего не сказано, поэтому мы направляем все наши усилия и ресурсы именно на обеспечение населения, в то время как развитие муниципального образования требует поддержки и для других хозяйствующих субъектов. В то же время есть полномочия, закрепленные, допустим в ЖК, не обеспеченные финансами в рамках местного законодательства. Только одно обследование одного жилого многоквартирного дома для подготовки решения о выборе способа управления стоит около 5-6 тыс. рублей. Умножаем количество домов, плюс формирование земельных участков, плюс еще многие вещи. И эти средства не предусмотрены в местных бюджетах.

Самый простой и самый, наверное, важный для людей вашего города вопрос: готов ли город к зиме? Можете ли вы как Глава МО гарантировать социальную безопасность зимой? Что будет гарантировать коммунальный комплекс стабильно и благополучно…

Как человек, отвечающий за жизнь и жизнеобеспечение города я отвественно заявляю: город к зиме готов. Буквально с сегодняшнего дня началось подключение объектов соцкультбыта, в первую очередь детских садов, к отоплению. В течение предстоящей недели будет подключен весь жилфонд. Те проблемы, которые были — финансовые, организационные — они сегодня все решены.

Докатились: